Еженедельный журнал,
24 марта 2003 г.
Рецепт от Лукашенко
655 просмотров
В Белоруссии уже три года работает обязательное страхование автогражданской ответственности. И хотя в большинстве стран этот вид страхования убыточен, соседи умудрились добиться его рентабельности. Что неудивительно. Белоруссия – государство, в котором любое мероприятие жестко отслеживается и контролируется со стороны соответствующих ведомств и президента.
Белорусы к моменту вступления закона в силу основательно подготовились. Была выстроена законодательная база (начиная с декрета президента, постановлений правительства и т.д.), отработан порядок аккредитации страховщиков, формирования и расходования страхового фонда, механизм контроля за печатанием страховых полисов. При этом профессиональное объединение страховщиков создавалось постановлением правительства. Это не общественная организация, как у нас. Руководителя объединения назначила власть.
Никаких разборок и препирательств между правительством, страховщиками и Минфином из-за суммы страховых взносов в Белоруссии не было. Сначала соседи утвердили три временных тарифа. Минимальный – для тех, кто ездит на отечественных машинах, повышенный – для владельцев иномарок и самый высокий – для иностранцев, въезжающих на территорию страны (так называемое погранстрахование). Через три месяца тарифы пришлось повысить, так как убытки страховщиков оказались слишком высоки. Сейчас убыточность «автогражданки» в Минске превышает 100 процентов и покрывается за счет операций в глубинке и пограничного страхования. Последнее приносит львиную долю доходов. Страховщики даже приняли решение – 30 процентов дохода от погранстрахования перечислять в федеральный бюджет. Правда, вряд ли они додумались до этого самостоятельно.
В России, как только был принят закон об обязательном страховании, Российский союз автостраховщиков (РСА) тут же стал собирать деньги со страховых компаний. Те, кто собирался работать в столицах, в качестве вступительного взноса заплатили по 50 тыс. долларов, региональные компании – по 25 тыс. (теперь стоимость приема в РСА возросла до 60 и 30 тыс. долларов соответственно). Сейчас РСА предлагает страховщикам скинуться еще – несколько миллионов долларов нужны на рекламную кампанию и организационные мероприятия и 20 млн долларов – на создание общей информационной базы (закон предписывает создать базу данных по автомобилям и автовладельцам, где будет содержаться информация об их участии в ДТП, о нарушениях правил дорожного движения и страхования).
С белорусских компаний собрали в страховой фонд по 60 тыс. евро. По закону эти средства могут идти только на выплаты страхователям. При этом деньги разместили в банке, на них, соответственно, начисляется процент. За счет этого дохода и содержится фонд, а также финансируются организационные мероприятия. Рекламную кампанию страховщики проводят самостоятельно, а информационная база формируется следующим образом. Агент продает полис, отчитывается перед работником в филиале, тот вводит информацию в базу данных. Эти сведения накапливаются в головной страховой компании.
Как и в России, страховой фонд формируется для компенсации ущерба, нанесенного незастрахованными или скрывшимися виновниками ДТП, а также на случай банкротства компаний. Но принципы формирования фондов сильно разнятся. В Белоруссии страховщики постоянно отчисляют в фонд 7 процентов от собранных страховых взносов, а оставшимися деньгами распоряжаются по своему усмотрению. В России по закону только 5 процентов от собранных средств компании имеют право оставлять себе, а оставшиеся после выплат деньги перечисляются в фонд.
В принципе, по мнению наших страховщиков, этот механизм тоже неплох, поскольку позволяет четко просчитать затратную часть. Хотя цифры при этом получаются весьма любопытные. Так, чтобы окупить только вступление в РСА, компании необходимо продать примерно 12 тыс. полисов (при среднем тарифе в 100 долларов доход страховщика составляет 5 долларов с каждого полиса; умножаем 5 на 12 тыс. и получаем 60 тыс. долларов). А еще необходимо потратиться на инфраструктуру, персонал и его обучение, рекламу и т.д.
Наличие полисов в Белоруссии отслеживают ГАИ, таможенный комитет и Министерство транспорта. При этом штрафы за отсутствие полисов эти ведомства сначала полностью перечисляют в профессиональное объединение страховщиков, затем половина собранной суммы им возвращается, а вторая половина идет в бюджет. У нас механизм ответственности и личной заинтересованности контролирующих органов не отработан. Штрафные санкции будут налагаться в соответствии с Административным кодексом, и деньги отправятся прямиком в бюджет. При этом гаишники не получат ни копейки, а потому не особенно заинтересованы отслеживать нарушителей.
В Белоруссии позаботились и о том, как предотвратить демпинг. Власти установили потолок комиссионного вознаграждения страхового агента – больше 7 процентов за проданный полис компания агенту не выплачивает. Хочешь платить больше – плати из прибыли. В результате нет ни демпинга, ни погони за высокими тарифами. Хотя, чтобы не прогореть, нужны не только экономически обоснованные тарифы, но и адекватное страховое возмещение. Белорусы четко прописали в законе порядок аккредитации экспертов при страховом объединении. Как только на эксперта поступает жалоба (к примеру, он завысил страховое возмещение), он тут же исключается из реестра и больше этой деятельностью не занимается.
Даже при такой организации за три года в Белоруссии полисами «автогражданки» охвачено лишь немногим более половины автомобилей. Тогда какой же результат ожидает нас, при нашей-то организации? «Нулевой», – отвечают в страховых компаниях. За примером далеко ходить не надо. На Украине давно принят закон о страховании ответственности. Но он не работает.
ЗАСЛАВСКАЯ О.
Вся пресса за 24 марта 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 апреля 2025 г.

|
|
Клопс.ru, Калининград, 23 апреля 2025 г.
Россияне смогут по единому ОСАГО ездить в Беларусь — как это отразится на калининградцах

|
|
Интерфакс, 23 апреля 2025 г.
ГД предлагает дать федеральный статус программе по возмещению ущерба жилью

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 апреля 2025 г.
Количество жалоб на страховщиков осталось на прежнем уровне

|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 23 апреля 2025 г.
Для курьеров и каршеринга предлагают ввести отдельные страховки ОСАГО

|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 23 апреля 2025 г.
Лимит по выплатам ОСАГО хотят увеличить в два-четыре раза в 2026 году

|
|
Пенза-Пресс, 23 апреля 2025 г.
В Пензе вынесен приговор за мошенничество депутату Сергею Ванюшину

|
|
Пенза-Взгляд, 23 апреля 2025 г.
Пензенский депутат покинул место ДТП и попытался получить страховку

|
|
Общественное мнение, Саратов, 23 апреля 2025 г.
Четверо саратовцев осуждены за мошенничество со страховыми выплатами

|
|
БанкИнформСервис, Екатеринбург, 23 апреля 2025 г.
Девелопер застраховал два строящихся в Екатеринбурге квартала на 6,7 млрд рублей

|
|
ТАСС, 23 апреля 2025 г.
В ГД внесли законопроект о переводе программы страхования жилья от ЧС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 апреля 2025 г.
IAIS публикует комплексный прикладной документ по надзору за климатическими рисками в страховом секторе

|
|
Report.Az, Баку, 23 апреля 2025 г.
Фонд аграрного страхования: В апреле зафиксирован ущерб сельхозпроизводству на сумму 13 млн манатов

|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 23 апреля 2025 г.
Юристы-мошенники получили сроки за хищение страховых выплат клиентов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 апреля 2025 г.
Рост гражданских беспорядков и протестной активности становится основной проблемой для страховщиков

|
|
Агентство городских новостей Москва, 23 апреля 2025 г.
Голикова: Число процедур ЭКО по обязательному медстрахованию выросло в России за шесть лет почти на 20%

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 23 апреля 2025 г.
Наличие договора союзного автострахования с российской компанией можно проверить онлайн

|
|
Российская газета онлайн, 23 апреля 2025 г.
В Госдуму внесен законопроект о страховании от ЧС

|
 Остальные материалы за 23 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|